Наслышанная о реставрационной работе, проходящей в усадьбе Чичерных в селе Караул мне, безусловно, хотелось воочию увидеть её результаты. Тем более, что меня неоднократно об этом спрашивают многие тамбовчане. И на их расспросы о судьбе имения, хотелось, естественно, отвечать аргументированно, а не по слухам. И вот моя поездка в Караул, наконец, состоялась.
Добравшись до окраины села Караул, мы с водителем свернули с асфальтированной дороги на грунтовку. А так как указателя к имению во все времена не было, да разбитая с дождевыми лужами дорога закрала в сердце сомнение — туда ли мы едем? Последний раз я бывала в этих местах лет десять назад. Но когда слева по ходу движения показался известный (его проект был выполнен в готическом стиле самим Боратынским) хозяйственный двор чичеринского имения, стало понятно — мы на верном пути.
А вскоре показался и барский дом. Его явление было для меня, конечно, непривычным. Помню, как в прошлый приезд я пыталась среди дикой поросли найти хотя бы фундамент дома. А тут передо мной стояло двухэтажное здание, сверкая новенькой крышей.
История усадьбы
Судьба у чичеринского имения, как и многих дворянских усадеб, была трагичной. После владения караульским имением дворянами Михеевыми, Арбеньевыми и Вышеславцевыми усадьбу в 1834 году приобрёл Николай Чичерин. Он очень долго обустраивали Караул. Николай Васильевич решил перенести дом ближе к реке. Его проект был заказан известному архитектору, преподавателю Московского училища живописи ваяния и зодчества, академику Миллеру. Для устройства сада пригласили из Пензы учёного-садовода Эрнста Магзига.
Работы о благоустройству всей усадьбы завершились в 1849 году. К этому времени Чичерины продали дом в Тамбове и переехали в Караул. Здесь появились на свет сын Николая Васильевича Борис, в будущем известный российский философ, историк, публицист, и внук, который станет первым нарком иностранных дел, Георгий Васильевич. К концу XIX века Караул при Борисе Николаевиче стал одним из известнейших культурных центров России. Здесь бывали знаменитые художники, литераторы и музыканты.
После революции, стараясь спасти родовое имение, Георгий Чичерин поставил его, как памятник, на государственный учёт. Это во многом и помогло сохранению коллекции семьи Чичериных, которая славилась не только уникальной библиотекой, но и произведениями изобразительного искусства. Правда, после решения разместить в 20-х годах прошлого века в имении детский дом, произведения попали не только в музеи Тамбова, но и Москвы.
В здании детский дом просуществовал до того, как было построено современное благоустроенное здание для детей, лишившихся попечения родителей. Ныне это Центр поддержки семьи и помощи детям им. Г. В. Чичерина. А бывший барский дом, оставшись бесхозным постигла печальная участь. В нём «отдыхала» местная молодёжь. И в 1996 году деревянный барский дом сгорел до фундамента. А быстро разрастающаяся поросль вскоре поглотила и фундамент дома, и разрушающуюся неподалёку, такую же бесхозную церковь Святой Троицы, и последний погост Чичериных. Красивые хозяйственные постройки ещё некоторое время сохранялись, так как детский дом здесь держал лошадь, кур и свиней. Но как только люди ушли, хоздвор так же стал приходить в упадок.
«Сделай шаг»
Сотрудникам тамбовского Дома-музея Г. В. Чичерина, конечно, хотелось сохранить усадьбу. Но музей не имел для этого достаточных средств. И тогда, чтобы уж совсем не бездействовать музейщики разработали программу «Сделай шаг». Она была рассчитана на помощь молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию или имевшей аддитивные расстройства личности. «Общей же составляющей программы была цель — сохранение исторической памяти, изучение истории семьи Чичериных, воспитание и социализация детей на основе арт-терапии и духовного развития, - рассказала заведующий Домом-музеем Марина Вержевикина».
Начиная с 2003 года в Карауле открылся молодёжный лагерь «Духовное возрождение». Первые работы по расчистке некрополя Чичериных и храма Святой Троицы, по изучению истории Караула, как раз и начались, благодаря этому лагерю. Музейщики осуществляли их вместе с участниками программы «Четвёртое измерение» из Тамбова. Марина Ивановна вспоминает:
«Мы вывозили ребят на две недели летом в Караул. Помимо познавательной, частью программы была и трудотерапия. Подростки занимались расчисткой церкви, приводили в порядок Чичеринское захоронение, вернее, того, что от него осталось. Мы посчитали необходимым изготовить плиту, где на гранитной поверхности были бы выбиты имена представителей рода, которых похоронили в данном семейном склепе. Наш музей изготовил плиту на собственные средства, а ребята в 2003 году сами её установили».
Отныне на гранитной плите были увековечены имена дедушки Георгия Васильевича Чичерина Николая Васильевича и бабушки - Екатерины Борисовны, урождённой Хвощинской. А также Бориса Николаевича и трёх его детей: Екатерины, Алексея и Ульяны. Эта плита была освещена отцом Виктором, настоятелем Михайло-Архангельской церкви в селе Терновое. Несколько лет ребята выезжали ухаживать за некрополем и расчищать поросль вокруг церкви. Иначе разрастающийся кустарник грозил окончательно разрушить и так пришедший в ветхость храм. Тогда же была и обнаружена красивая метлахская плитка на полу центральной части храма, что говорила о его былой роскоши.
Караульский храм
Впервые о существовании церкви в селе упомянуто в записях от 1745 года. Село называлось Троицкое Караул тож по названию церкви Троицы Животворящей. Она была деревянной и со временем начала ветшать. Когда имение стало принадлежать Арбеньевым, глава семейства генерал-майор Иосиф Яковлевич решил возвести каменную церковь. И в 1806 году в Карауле освящается уже новый каменный храм, построенный итальянским архитектором Джакомо Тромбаро.
Тромбаро был приглашён в Россию вместе с архитектором Кваренги. Но в отличии от плодовитого коллеги большого архитектурного наследия не оставил. Известны такие его творения, как усадьба Архангельское под Москвой, императорские конюшни в Петербурге, да храм Пресвятой Троицы в селе Караул. Но зато караульская церковь с двумя пределами получилась роскошной.
В 1906 году, к 100-летию храма супруга Бориса Николаевича Александра Чичерина решила сделать капитальный ремонт. Тогда-то на полу и появилась красная с бежевым орнаментом метлахская плитка. Александра Алексеевна к тому времени овдовела, супруг скончался двумя годами ранее. И в память о Борисе Николаевиче она и решает вложить в ремонт храма немалые средства. К примеру, метлахская плитка изготавливалась в Германии и стоила очень больших денег. В одном из писем к родным Александра Чичерина признаётся, что понимает какое дорогое удовольствие эта плитка. Хотя получившееся, будто ковровое, покрытие очень украсило церковь, придав пространству особое величие.
Плитка оказалась на удивление прочной. Не устояла колокольня, стены храма стали осыпаться. Но когда ребята из летнего лагеря, добравшись внутрь после вырубки кустарника, стали расчищать пол, то им явились целые куски уложенной разноцветной плитки.
Финальные аккорды
Музейщики в нулевых не останавливались в своих взываниях к МИДу, прося посодействовать восстановлению «Усадьбы «Караул». В свою очередь, мидовцы неустанно вели переговоры с Министерством культуры России, о том, чтобы были выделены деньги на объект культурного наследия федерального значения. Не раз обращалась в разные инстанции и общественность села Караул. Чтобы началась реставрация храма, необходимо было организовать приход. Тогда сельчане собрали общину и выбрали старосту.
И вот в 2016 году дело сдвинулось с мёртвой точки. Усадьба была признана памятником культурного наследия федерального значения. А работы по восстановлению стали производятся в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. Началось возведение барского дома и реконструкция храма Пресвятой Троицы. Правда, в 2019 году средств на всё оказалось недостаточно. Поэтому работы в доме не велись. Хотя есть договорённость, что они будут продолжены в 2020 году. А вот реконструкция храма сейчас подходит к концу.
Восстановительные работы начались с возведения деревянных конструкций, которые необходимы для воссоздания сводов старинного храма. Затем специалисты преступили к реставрации кирпичных стен. В 2017 году познакомиться с тем, как идёт реконструкция, приехал митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Он осмотрел старинное здание и оценил начавшиеся работы. В поездке Его Высокопреосвященство сопровождали епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий, епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген, благочинный Инжавинского округа священник Михаил Дымсков.
И вот прошло три года с начала ремонтно-восстановительных работ. Полностью поставлены стены, реконструирована колокольня, установлена крыша. Готовы и восемь колоколов, которые отлиты в Москве на народные пожертвования. Также в этом году были выполнены отделочные работы внутри и снаружи храма. В скором времени планируется установить оконные и дверные блоки, провести электричество и повесить паникадило. Завершение работ намечено на 29 ноября 2019 года.
В начале текущего года управление по государственной охране объектов культурного наследия области провело выездное совещание в селе Караул Инжавинского района с обсуждением вопроса о выполнении работ по реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба «Караул». В совещании приняли участие представители Уваровской епархии (пользователь объекта культурного наследия), государственного заказчика - московской «Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации» и подрядной организации ООО «Ресстрой», которая имеет лицензию на деятельность по сохранению объектов культурного наследия. Представители подрядной организация заверили, что все работы будут выполнены в срок.
Конечно, до завершения работ во всей усадьбе ещё далеко. И храм можно будет лицезреть как, к примеру, в старину с реки Вороны, только когда приведут в порядок усадебный парк. Но уже сегодня величавый красавец каждого, кто оказывается рядом, приводит в восхищение. А когда ещё и на колокольне зазвонят колокола, то их малиновый звон будет радовать всю округу.
Читайте также: Некрополь семьи Чичериных в Карауле планируется восстановить