Екатерина Ильинична Переплетова, проживающая в селе Бессоновка Гавриловского района, с трепетом берет в руки конверт, обратным адресом на котором значится «Москва. Кремль», рассматривает, но сама так и не решается открыть, и поручает сделать это внуку Максиму.
Тот зачитывает слова поздравления, поступившие от президента РФ Владимира Путина по случаю 105-летия именинницы. Услышав их, долгожительница расплывается в улыбке. Юбилейный день рождения, отмечавшийся 12 ноября, она не считает каким-то особенным — «дожила, и слава Богу». А потому шумных и массовых торжеств наказала семье не затевать и подарков особых не дарить.
«У меня все есть. Моя главная мечта — чтобы все мы подольше были рядом друг с другом», - призналась она родственникам, на собственном опыте зная, насколько порой неосуществима эта мечта.
Судьба уготовила женщине немало испытаний и невзгод, но с детства был в ней тот самый стержень, который помогал выстоять наперекор всему. Будучи в семье самой старшей из четырех сестер, она рано приобщилась к труду. Заботы по дому долгое время делились только между ней и матерью. Через несколько лет после окончания четырех классов Гавриловской школы Катя устроилась в местный колхоз, чтобы помогать семье. Вспоминает: в то время разделения на «мужскую» и «женскую» работу не было, приходилось выполнять любую.
«Я не жаловалась на трудности. Матери во много раз сложнее с нами было», - говорит она.
С началом войны Екатерине, тогда уже многодетной матери, пришлось хлебнуть горя. Женщина надеялась, что ее супруг, получив бронь как руководитель колхоза, останется с семьей, но тот ушел на фронт добровольцем. Долгое время от него не было никаких вестей. Потом родным сообщили о его гибели. И только много лет спустя Валентине, дочери Переплетовой, удалось выяснить, где и когда умер отец, где похоронен.
Оказалось, что его жизнь закончилась в одном из моршанских госпиталей, где он лечился от тяжелых ранений. Так что права была Екатерина Ильинична, считавшая, что «супруг где-то рядом».
О жизни в тылу в годы Великой Отечественной войны Переплетова рассказывать не любит. Внукам буквально по крупицам приходилось черпать информацию о том, как был устроен сельский быт того времени, о том, как Екатерина вместе с односельчанами помимо каждодневной работы в колхозе участвовала в строительстве магистрального газопровода «Саратов - Москва», как ходила пешком за 30 километров в Кирсанов на рынок в надежде обменять овечью шерсть на продукты, чтобы прокормить не только своих детей, но маленького племянника, которого сестра оставила на попечение родни, а сама отправилась на фронт, как собирала мерзлую картошку в Пензенской области, как отдавала последнюю еду красноармейцам, чьи части шли через Гавриловский район на фронт.
«Тогда все так жили», - констатирует Екатерина Ильинична.
Ее дом не был полной чашей, но здесь всегда царили тепло и уют, радушно встречали гостей. Так было и в годы войны, и после ее окончания. В пятидесятых годах прошлого века женщина с детьми перебралась в новый дом, построенный в Бессоновке. Она настолько прикипела к нему душой, что не пожелала переезжать на старости лет, когда внуки предлагали устроить быт по-современному. Так и живет в нем.
«Здесь огородик, домашнее хозяйство — все родное, люди родные», - говорит долгожительница.
Удивительно: еще пять лет назад, когда ей было сто лет, она сажала картошку, ухаживала за грядками, домашней птицей. И на кухню никого не пускала — готовила сама.
Сейчас все заботы о престарелой женщине взяли на себя внуки Максим, Игорь и Сергей. Первые двое практически все детство провели у бабушки, у них она до сих пор в большом авторитете. Так получилось, что во многом именно под влиянием Екатерины Ильиничны, всю жизнь отличавшейся особой религиозностью, Игорь уже в очень зрелом возрасте решил посвятить себя Богу. Сейчас он служит в одном из приходов Московской области. Это благодаря его финансовой поддержке, а также организаторским способностям Максима в селе Гавриловка 1-я в 2017 году был открыт храм.
Екатерина Ильинична — обладательница сильного и чистого от природы голоса. В восьмидесятые годы, вспоминает внук Максим Величко, она по вечерам частенько пела на улице вместе с односельчанками. На такие мини-концерты собиралось чуть ли не все село. А еще Переплетова - известная в районе певчая на похоронах. Она находила в себе силы «провожать» усопших даже в возрасте 90 и более лет: «Не могла отказать людям, они на меня рассчитывали». И свою дочь Валентину, умершую три года назад, проводить в последний путь по христианским традициям не доверила никому: сама читала молитвы.
Жизнь не баловала долгожительницу, и сейчас, вспоминая, она в первую очередь говорит о каждодневном труде — в колхозе ли, в своем доме или на подворье. Из села она выезжала нечасто.
Помимо городов Тамбовской области, успела побывать лишь в Казахстане и Москве. Последнее путешествие, которое устроили ей внуки, было самым запоминающимся. Но из «чужих краев» Переплетова всегда торопилась в Бессоновку, где вот уже 105 лет ее родной дом, а сама она согрета любовью трех внуков, четырех правнучек и правнука.