Она была Белоснежкой, Машенькой и даже Иванушкой, а ещё — супругой Гавриила Романовича. Множество ярких ролей сыграно на сцене Тамбовского драматического театра Еленой Гаврилюк-Тюргановой. Водевили, драматические пьесы, детские сказки, романтические героини — всё ей под силу. Каждая её роль, даже эпизодическая, запоминалась зрителю. За исполнение роли в спектакле «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева была удостоена областной комсомольской премии имени Зои Космодемьянской. Сейчас она — руководитель и режиссёр детского театрально-игрового коллектива «Фантазёры» культурно-досугового центра «Мир». В этом году Елена Гаврилюк отмечает двойной юбилей — ей исполнилось 60 лет, а коллективу, которым руководит, — 20 лет.
С детства называли Ленкой-артисткой
Листаем с Еленой Семёновной книгу-альбом с семейными фотографиями и стихами — творчество Елены. Эту замечательную книгу собрали, издали и подарили на юбилей любимой мамы её взрослые дети — Ростислав и Алина. У них сейчас свои семьи, дела и заботы, и замечательные, дружные отношения с мамой. Так дети воспитывались с детства — быть внимательными к окружающим, терпеливыми, дружными, заботливыми и ответственными.
Так воспитывали Елену:
«Своих родителей я тоже считаю своими учителями. Вот их фотография есть в этой книге. Благодарю своих родителей, они - как ангелы-хранители судьбы, — Тюргановы Семён Степанович и Лариса Алексеевна... Мой папа был военнослужащим, мы жили на Украине, там он служил. Там я и родилась. Когда отец вышел в запас, мама предложила переехать не её родину — в Краснодарский край. Мы уехали в Темрюк. Мне было десять лет. С детства меня все называли Ленкой-артисткой, а родителям говорили: дочка ваша будет артисткой. Я прошла все кружки, которые были в Доме культуры, - и пела, и танцевала... Занималась в музыкальной школе. До первого класса сама бегала в Дом культуры. Родители работали. Мне надо было всё делать самостоятельно: встать утром, собраться и идти в школу, потом — на занятия в кружки. И всё надо было делать быстро. Весь день — занят. Теперь понимаю, что для ребёнка занятость с утра до вечера — не просто хорошо, а необходимо! Иначе он начинает тосковать, а безделье ни к чему хорошему не приводит».
С самого раннего детства Елена проявила себя творчески одарённым ребёнком. В музыкальной школе всегда была конферансье. Ей поручали вести концерты. Она играла на пианино. Потом выходила и говорила, что концерт закончился, обязательно что-то добавляла от себя, например: «Надеюсь, вам всё очень понравилось!» В школе отвечала за самодеятельность. К заданию учителя — подготовить школьный концерт — подошла творчески и не просто подготовила со своими одноклассниками номера, а придумала, как их подать: каждое выступление было посвящено искусству той или иной национальности, союзной республики. А свою первую серьёзную роль Елена сыграла на сцене Театра юного зрителя в Темрюке, будучи шестиклассницей. Симпатичную девочку с огромными глазами и длинными волосами пригласили на роль Золушки.
«Самое главное — надо было слушать режиссёра и делать всё в точности так, как мне говорили. И, конечно, выучить текст», — вспоминает Елена Семёновна.
Точно знала, что поступит
Конечно же, когда речь зашла о выборе профессии, то никто в семье не сомневался в творческом пути Елены. Она сама заранее узнала, что в Ростове-на-Дону есть училище искусств и принимают туда после восьмого класса. На театральное отделение по специальности «Актёр драматического театра» Елена поехала поступать с мамой. Родители поддержали дочь в её решении.
«Мы долго ехали и наконец, как говорится, приехали. Помните, в советском мультфильме по сказке Пушкина про Царя Салтана показывают чудесный и огромный город? Таким градом показался мне Ростов-на-Дону. Мама подвела меня к училищу, сказала, чтобы я дальше шла самостоятельно, а сама отправилась подыскивать мне квартиру. Помню, зашла в училище, а там сидели четверокурсники, они сразу сказали, показывая на меня, что эта девчонка поступит. И у меня почему-то не было в этом никаких сомнений», — говорит Елена.
Конкурс был тридцать человек на место. Яркая девочка с неизбитым репертуаром для поступления сразу запомнилась приёмной комиссии. Годы учёбы пролетели быстро и интересно. В училище Елена встретила свою любовь, будущего мужа Анатолия. Он был старше на десять лет. Будучи студентами, поженились. После выпуска педагоги порекомендовали Елене поступить в Тамбовский драматический театр, там требовалась актриса. И немаловажно было то, что в то время Тамбовский драмтеатр предоставлял квартиры. Был 1980 год, когда Елену приняли в труппу театра. Раньше туда же на работу поступил и её муж. Елене пришлось экстерном окончить третий и четвёртый курсы — была в положении, ждала первенца, сына Ростислава. Это небывалый случай, когда студентка экстерном окончила училище, да ещё на все пятёрки.
Выпускного вечера у Елены не было. В это время она играла премьеру. Свою первую роль учила в поезде, который вёз её в Тамбов. Это была роль Машеньки в одноимённой пьесе советского драматурга Александра Афиногенова.
«Это очень светлая, поэтичная роль, и пьеса — искренняя и нежная», — говорит Елена Семёновна.
Режиссёр ей тогда сказал так:
«Сыграете эту роль, и перед вами открыт большой путь в искусство, и не только в нашем театре, а не сыграете... Извините, бывает и так».
Елена скромно ответила:
«Я постараюсь».
И сыграла, вложив всю свою душу и талант начинающей актрисы в эту роль. Она ей удалась блестяще, это отметили критики. Спустя месяц Елену ввели почти во все спектакли тамбовского драмтеатра. Был Иванушка в её исполнении в спектакле по сказке Евгения Шварца «Два клёна», зрителям запомнились роль в музыкальном спектакле «Последняя любовь Насреддина» и серьёзная работа в спектакле «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева о последних днях войны, а ещё были «Бумбараш» и прекрасная работа в спектакле «Что есть истина» по пьесе Ивана Елегечева, жившего в Тамбове и написавшего о губернаторе Державине. В этой постановке Елена сыграла Екатерину, жену Гавриила Романовича.
Много ролей сыграла в детских спектаклях, в новогодних сказках. Сказочные персонажи Елены так нравились юным зрителям, что детям хотелось с ними дружить. Играя на сцене Белоснежку или Марьюшку в сказках, Елена ещё не знала, какие интересные повороты судьбы готовит жизнь.
Путешествие в страну Талантию
О работе в драмтеатре Елена Семёновна вспоминает с большой любовью и благодарностью, но обстоятельства так сложились, что с профессиональной сцены Елена ушла. Начался новый интересный этап в жизни. В 2001 году создала детскую театральную студию. Она делает полезное и нужное многим детям и взрослым дело — знакомит мальчишек и девчонок с прекрасным миром театра, искусства и видит, что происходит преображение ребёнка со всех точек зрения: стеснительный становится смелее, непоседливый учится вниманию и усидчивости, а тот, кто плоховато говорил, не выговаривал буквы, вдруг, казалось бы, чудесным образом начинает прекрасно произносить самые трудные слова.
А самое главное то, что все дети учатся терпению, ценить дружбу и, что немаловажно для будущей взрослой жизни, — умению подать себя.
Обосновалась детская театральная студия в момент своего создания в культурно-досуговом центре «Спутник» и объединила детей от семи до 17 лет. Первыми артистками стали девочки-подростки, которые от скуки не знали, куда себя деть, и время от времени приходили в центр посмотреть фильмы. Девчонок приметила Елена Семёновна и предложила им поучаствовать в создании спектакля. Первой постановкой стала литературно-музыкальная композиция «О любви». Юных артисток волновала эта тема... Композицию посмотрели другие дети и тоже захотели участвовать. Ведь сам процесс работы над постановкой очень интересен и имеет большое воспитательное и познавательное значение для юного артиста.
«Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. Именно сказка радует своим оптимизмом, добротой, мудростью, учит сочувствовать слабому и беззащитному, наполнена юмором. Сказка выхватывает ребёнка из рамок повседневности и помогает увидеть себя со стороны, в необычном свете, в непривычном ракурсе, в роли кого-то другого. С помощью игры дети не только заполняют свой досуг, но и самовыражаются, стараются победить свои страхи, например, перед выходом на сцену, выступлением перед публикой... А репетируя, дети учатся трудиться, быть терпеливыми и волевыми. Взаимодействуя друг с другом, ребятишки получают уроки взаимопонимания, а ещё они учатся пониманию того, что добро должно победить не только в сказке, но и в жизни. Подбирать творческий материал для детей, малышей, сочинять для них очень непросто, так как фальшь дети распознают мгновенно. Моё глубокое убеждение в том, что с детьми надо быть искренним, надо дать им простой интересный сюжет, разбудить их воображение, фантазию», — говорит Елена Семёновна.
Так что неслучайно коллектив и называется — «Фантазёры».
Двенадцать лет тому назад театральная студия переехала в культурно-досуговый центр «Мир». За двадцать лет Еленой Гаврилюк поставлено около ста спектаклей и музыкально-литературных композиций. За основу постановок взяты известные произведения признанных детских классиков. Так, свет увидели спектакли «Горя бояться — счастья не видать» по сказке Самуила Маршака, «Пеппи Длинныйчулок» по сказке Астрид Линдгрен, «Маленький принц» по книге Антуана де Сент-Экзюпери, «Витя в стране невыученных уроков», автор повести — Лия Гераскина, конечно же, был и спектакль под названием «Фантазёры» — по известному рассказу Николая Носова.
Жизнь показала, что современные дети мало читают, практически не знают поэтов и писателей. Поэтому работа над очередной постановкой — это ещё и литературная учёба для ребятишек, расширение кругозора. Неслучайно Елена Семёновна любит ставить, так сказать, «спектакль в спектакле», когда одна постановка включает в себя несколько историй, несколько сказок. Как, например, спектакль «Путешествие в страну Талантию». И, конечно же, все постановки «Фантазёров» учат самому главному — добру, любви и оптимизму.
Читайте также: Виктория Дзидзан: «В театр я пришла из любви к слову»