Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Экономика

Поймать на взлёте: как на Тамбовщине выполняется соглашение о стабилизации цен

Экономика
Фото:

В четвертом квартале прошлого года многие продовольственные товары подорожали, но наибольший рост цен на фоне проблем с урожаем технических культур тогда продемонстрировали сахар-песок и подсолнечное масло.
По поручению президента страны Владимира Путина, неоднократно обращавшего на это внимание ответственных лиц, приняты меры по их стабилизации. В постановлении правительства РФ от 14 декабря 2020 года № 2094 были определены условия соглашений, заключаемых до 1 апреля 2021 года с производителями, поставщиками и продавцами сахарного песка и подсолнечного масла с целью снижения и поддержания цен на данные виды товаров.
Какие изменения вслед за этим произошли в розничной сети Тамбовщины, удалось ли обуздать «неподдающиеся» прежде цены и как в новых условиях работают торговые сети и предприниматели из глубинки? Ответы на эти и другие вопросы - в материале журналиста «ТЖ».

Не допустить роста цен

Как пояснил заместитель начальника управления по развитию промышленности и торговли области, начальник отдела торговли и общественного питания Сергей Попов, постановление, предусматривающее добровольное заключение соглашений между Минпромторгом России, Министерством сельского хозяйства, производителями и хозяйствующими субъектами по стабилизации цен, распространяется только на базовые сорта сахара и масла. В частности, стоимость подсолнечного масла с различными добавками, а также нерафинированного по-прежнему определяется самим рынком, тогда как для рафинированного дезодорированного, разлитого в бутылки, установлены предельные границы — 110 рублей за литр. По сахару ценовой максимум — 46 рублей за килограмм.
Мониторинг и контроль за ценами сотрудники управления на постоянной основе проводили и прежде, однако минувшей весной, в самый пик пандемии коронавируса, на отдельные виды продуктов питания возник ничем не обоснованный ажиотаж, и мониторинги стали осуществляться ежедневно.
К этому графику пришлось вернуться в декабре после выхода постановления, тогда же на Тамбовщине активизировалась работа с хозяйствующими субъектами и муниципалитетами.
Первыми цены на подсолнечное масло и сахар-песок, относящиеся к товарам первой необходимости, на «режим удержания» поставили федеральные сети — их в регионе сейчас представлено десять.
Вслед за ними оперативно сработали и местные - «Бегемот», «Огонёк», «Эконом». Поведение цен помимо сотрудников управления по своим направлениям отслеживают УФАС и налоговая служба.
С 1 февраля делать это стало несколько проще благодаря вступившим в силу новым требованиям к информации, содержащейся в кассовом чеке. Теперь в нем должно указываться полное наименование приобретенного товара, а не «масло», «сыр», «крупа», как это допускалось раньше. Это позволит по онлайн-кассам не только отследить товарооборот, но и то, насколько предприниматели и торговые сети придерживаются соглашения.
«Информация о присоединении к соглашению предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю сахаром и подсолнечным маслом, на сайте Минпромторга РФ обновляется ежедневно. Их число с каждым днём растет, - говорит Сергей Попов, и в подтверждение своих слов приводит данные статистики. - Так, на 7 февраля на Тамбовщине 250 представителей бизнеса заявили о своём намерении привести цены в соответствие с рекомендуемыми. В общей сложности было подписано более 400 соглашений — отдельно по сахару и по маслу».
Управление по развитию промышленности и торговли области совместно с администрациями муниципалитетов продолжает начатую ещё в середине декабря информационно-разъяснительную работу с предпринимателями по регулированию цен. Большинство из них, продемонстрировав социальную ответственность, снизили цены в своих торговых точках.
Конечно, в сельской местности это было сделать несколько сложнее, чем в городах, но тем не менее представители бизнеса пошли на это. Отчасти с оглядкой на сетевые магазины, с которыми им, хотя силы изначально и не равны, приходится ежедневно конкурировать.

Первые ласточки

А в федеральных сетях тем временем цены пошли вниз. И в «Пятёрочке», и в «Магните» сейчас можно приобрести подсолнечное масло не только по 110 рублей за бутылку, но и по 79-85 рублей. Правда, к концу дня на полках, где оно обычно стоит, зияют приличных размеров пустоты, но ажиотажа и дефицита нет. И уже на следующее утро прежний ассортимент возвращается на прилавки.
Что касается сахара, то у сетей и здесь больше свободы как в выборе поставщика, исходя из объёмов продаж, так и конечной цены. Если в середине-конце декабря, по данным Тамбовстата, он продавался по 48 рублей, а в начале 2021 года — по 47 рублей, то сейчас в большинстве сетевых магазинов его можно приобрести по 43-45 рублей.
А в последних числах января тех, кто пришёл за покупками в гипермаркет «Карусель», помимо других акций ждал приятный сюрприз — сахар по 39 рублей 50 копеек.
В последние год-полтора в нашем регионе активно развивается сеть магазинов-дискаунтеров. Помимо Тамбова они есть и в других городах области.
Новый формат и ценовая политика «Светофора», «Победы» и «Доброцена» на фоне снижения доходов населения в пандемию коронавируса вполне устроили жителей региона, желающих сэкономить.
Сахар и подсолнечное масло они тоже реализуют по весьма демократичным ценам, придерживаясь соглашения. Конечно, дискаунтеры не являются прямыми конкурентами крупных федеральных сетей, но в нынешних условиях, когда борьба идёт за каждого покупателя, вполне способны повлиять на их товарооборот и конечную прибыль.
Именно конкуренция поспособствовала появлению в последнее время в торговых сетях целых промо-аллей в центре зала, на которых выставлен товар со скидкой от 30 до 50 процентов. Подсолнечное масло и сахар тоже присутствуют там. По данным экспертов, сейчас доля акционных товаров в общем ассортименте супер- и гипермаркетов составляет около 30 процентов и в дальнейшем продолжит свой рост.

Адаптируются к новым условиям

По данным на 1 октября 2020 года, норматив обеспеченности населения стационарными торговыми объектами на Тамбовщине превысил 153 процента. Безусловно, жители областного центра, учитывая, что продовольственные магазины здесь буквально на каждом углу, находятся в выигрышном положении по сравнению с сельчанами. Понимая это, в сельских территориях, следуя рекомендациям управления по развитию промышленности и торговли региона, стараются максимально охватить соглашением предпринимателей, держащих торговые точки.
В Рассказовском районе, где у сотрудников профильного отдела администрации муниципалитета давно выстроена эффективная «обратная связь» с бизнесом, шесть предпринимателей снизили цены на сахар и масло, едва узнав о соглашении, но ещё не подписав его. Их примеру вскоре последовали и другие.
На сегодняшний день, как проинформировала заместитель начальника отдела экономического развития, труда, предпринимательства и муниципального заказа Наталия Краснояружская, соглашение подписали свыше 60 процентов предпринимателей района - 22 человека.
Они в общей сложности владеют 51 торговой точкой. Продукты по стабильным ценам теперь можно приобрести как в пригороде Рассказова, так и в находящихся на расстоянии 40-50 километров от него селе Осиновка и поселке имени 2-й пятилетки. Здешние предприниматели, кстати, одними из первых в районе приняли на себя обязательства по удержанию цен.
«Большинство наших предпринимателей устанавливают на сахар торговую наценку в размере 5-7 процентов. Только в этом случае удается выдержать условия соглашения, - говорит Наталия Краснояружская. - Они бы и рады приобретать его непосредственно у производителя по более выгодным для себя ценам, а не на оптовых базах Тамбова, и продавать в итоге подешевле, но их объёмы слишком незначительны. В сельском магазине, к примеру, достаточно иметь в запасе два мешка сахара, тогда как в «Русагро» минимальная партия для отгрузки - сто тонн. Аналогичная ситуация и с расположенными в нашем регионе маслобойными заводами. К тому же в цену продукции придётся заложить расходы на дорогу, и в итоге выйдет дороже, чем отовариться на оптовой базе в Тамбове».
Ржаксинские предприниматели, а среди них соглашение уже подписали 26 человек и еще пять — на подходе, из-за значительной удаленности от Тамбова предпочитают заказывать товары на базе с доставкой.
«Информировали, разъясняли, где-то и убеждали — общались тесно и подолгу», - рассказывает о формах работы с местным бизнесом главный специалист отдела экономики, сферы услуг и защиты прав потребителей администрации района Надежда Григорьева.
Некоторые из них до последнего сомневались в целесообразности присоединения к соглашению, но потом всё-таки решились стабилизировать цены на сахар и масло, узнав, что те подешевели на оптовых базах. В последнее время в сельских магазинах возрос интерес покупателей к акционным товарам, ассортименту «социальных» полок.
Их наполняют, ориентируясь на перечень, состоящий из 24 социально значимых продовольственных товаров с минимальной наценкой. Приобрести сахар и масло по фиксированным ценам в районе могут и жители более 20 сёл и деревень, куда продукты доставляют автолавки. В общей сложности они обслуживают свыше одной тысячи ржаксинцев.
Жители Моршанского района благодаря активному представительству в муниципалитете федеральных сетей оказались по сравнению с соседями в привилегированном положении. В «Магниты» и «Пятёрочки», расположенные в посёлках Пригородный и Устьинский, а также в селах Алгасово и Устье легко добраться не только на машине, но и на общественном транспорте.
Условия соглашения в районе соблюдаются в 35 процентах торговых точек: 12 предпринимателей, взвесив все «за» и «против», стабилизировали цены на подсолнечное масло и восемь — на сахар. Большинство из них имеют по несколько торговых точек, порой расположенных в разных сельсоветах района. Близость «сетевиков» и их ценовая политика держат здешний бизнес в тонусе.
«Многие из тех, кто покрупнее, пока работают на старых запасах, приобретённых ещё по летним ценам. У кого их нет - покупают на оптовых базах в Тамбове мелкими партиями, боясь прогадать. Торговать приходится или с минимальной наценкой, или вообще «в ноль», так что предприниматели вынуждены искать новые каналы поставок, пересматривать логистику», - объясняет положение дел начальник отдела экономики и сферы услуг администрации района Татьяна Ракитина.
Как и в других муниципалитетах, некоторые предприниматели не спешат ставить свою подпись под соглашением, ссылаясь на высокие закупочные цены на базах, а другие, хотя и не говорят «нет» напрямую, распродав партию сахара по фиксированной цене, на время исключают его из ассортимента магазина.
Однако у местных жителей отсутствие той или иной товарной позиции в близлежащей торговой точке зачастую проходит незамеченным.
«На селе люди всегда имели привычку закупать продовольствие впрок. И помогать ближнему. Те, у кого есть автомобиль, обычно привозят продукты из магазина не только себе, но и своим родственникам и соседям», - указывает на особенность взаимоотношений между односельчанами Татьяна Ракитина.
Губернатор Александр Никитин взял вопрос регулирования цен на социально значимые продукты питания под личный контроль. И хотя внешне ситуация стабилизировалась, поводов для дальнейшего их роста предостаточно: взять хотя бы выросшие тарифы на энергоносители, корма и ГСМ.
Всё это в итоге закладывается в конечную стоимость продукции. Работать в искусственно созданных условиях производители долго не смогут — придётся вернуться к регулированию цен рыночными методами. К тому, что цены — величина непостоянная, мы все уже давно привыкли...
Авторы: