Было такое время, когда поэты вдохновлялись среди зелени садов атмосферой тенистых аллей и затерявшихся среди них стилизованных под античность скульптур. Время не вернешь, как разбитую в брызги любовь, но его осколки не исчезли.
Они прорастают поэтическими строчками, возвращая нас в атмосферу, где люди задумывались о вечном и жили ради вечного. Именно такая атмосфера царила в литературной гостиной Тамбовского молодежного театра, где свои стихи представлял тамбовский поэт и прозаик Олег Алешин.
Впрочем, это был не просто поэтический вечер. Зрители попали в призрачную атмосферу сада XIX века, которая вдохновляла поэтов той эпохи от Пушкина до Байрона. И кто сказал, что ее нельзя возродить? Розовый полусумрак зала, картины на стенах, скульптуры в интерьере, романсы под звуки фортепиано, и на этом фоне проникновенный голос автора, читающего свои стихи.
«Любите живопись, поэты!» - эти строки Николая Заболоцкого стали своеобразным эпиграфом к этому вечеру поэтического и одновременно живописному перформансу. Атмосферу создавали не только стихи, но и специально подобранная экспозиция картин о природе художника Павла Золотова и выставка скульптур Виктора Острикова, известного своим «Тамбовским мужиком», что стал символом нашего края. Однако на этот раз скульптуры становились частью романтического сада, что оживал в стихах, картинах и романсах в исполнении солистки камерного хора имени С.В.Рахманинова под управлением Владимира Козлякова Татьяны Яшиной под прозрачный аккомпанимент фортепиано Елены Алешиной.
«… Осенних дней тоскующая краткость,
Качелей необузданная шаткость,
Задетых локтем перезвон цепей
Встревоженный и светлый шарф на ней
И даже кленов сумрачная мрачность
Летит все это в тихую прозрачность
И думать мне не хочется о том,
Что осень та давно уже в былом».
Эти стихи из сборника Олега Алешина «В моем саду» как будто соединяют наше время с настроениями романтичного позапрошлого века. Сохранилась ли эта связь? Судя по нашей суетной жизни, вряд ли. Но поэт ищет эту связь времен, как надежду на живую гармонию мира.
«Поэтическое слово само по себе картинно, создавая образ. А живопись вполне можно назвать застывшей поэзией. И в так называемой «садовой поэзии» эти ощущения переплетаются, рождая отдохновение и вдохновение одновременно. Как-то гуляя в царскосельском парке я просто физически ощутил, как поэзия этих садов врачует душу. И пришло осознание, что поэзия призвана смягчать нравы и облагораживать человеческое существование. Такова магия сада», - считает Олег Алешин.
В этих стихах действительно живет тень пейзажных садов пригородов Санкт-Петербурга. Она никуда не ушла. И по-прежнему журчит вода из разбитого античного сосуда у статуи девушки с кувшином. Нет, эта культура созерцательной поэзии не могла исчезнуть. Она как река в пустыне может менять свое русло, то исчезая в песках, то появляясь снова в неожиданном месте, но она есть. Иначе не звучали бы стихи и романсы в литературной гостиной. И слушатели-зрители не выражали бы свои разбуженные чувства благодарными аплодисментами поэтам и музыкантам, что любят живопись, скульптуру и сады Семирамиды, всплывающие в воспоминаниях о будущем.