Газета основана в 1917 году
Ордена «Знак почета» областная общественно-политическая газета
Новости / Культура

Настроение предвкушения: стартовавший в Тамбове фестиваль «Виват, театр!» удивляет, открывает и заряжает

Культура
Фото: Фото Павла Васильева

Удивляет новыми режиссёрскими находками, открывает новые имена и заряжает энергией и оптимизмом. Хотя в большинстве представленных в конкурсной программе спектаклей никакого «хэппи-энда» и близко не наблюдается.
Но творческий поиск новых решений и форм, который стал традицией открытого 22-го фестиваля молодёжных театральных коллективов «Виват, театр!». Этот оптимизм вселяет в души зрителей, как и надежду на движение вперед вопреки любому закостенелому консерватизму. А движение, как известно, и есть жизнь!
Вечером 24 октября уютные интерьеры Тамбовского молодёжного театра напоминали растревоженный улей. Здесь пульсировало настроение необычного предвкушения, и для него на нынешнем фестивале есть все основания. 29 театров и театральных объединений со всей России стали участниками его сверхнасыщенной программы. Чтобы её каким-то чудесным образом уложить в 10 фестивальных дней потребовалось задействовать несколько площадок, а конкурсные спектакли будут идти по три-четыре постановки в день, начиная с раннего утра и до романтичного вечера.
На компетентное жюри возложена оценка спектаклей, и работать им придётся в нешуточном темпе. В составе жюри как всегда известные столичные театральные критики, включая Алексея Никольского из театра «EtCetera», Вячеслава Дьяченко из театра Армена Джигарханяна, Елену Кайгородову из жюри «Золотой маски». Возглавляет жюри его бессменный председатель, преданный фестивалю, в частности, Тамбову, заведующая кабинетом критики Союза театральных деятелей России искусствовед Элеонора Макарова. Наряду с профессиональным жюри своё нестандартное мнение выразит и специальное молодёжное жюри из учеников тамбовских школ, победителей всероссийских и региональных творческих конкурсов.
Впрочем, мнение жюри – это конечно важно, но на фестивале присутствует своя особая атмосфера, где формируется своеобразное зрительское мнение, причём весьма продвинутое и жадное до креатива. Тем более, что зрители могут участвовать в обсуждении спектаклей после того, как отзвучат финальные аплодисменты. У фестиваля давно сложился свой стиль демократичной открытости, внимания к различным точкам зрения и стремления к творческому поиску. И не ради формы, а выражения того, что волнует нас здесь и сейчас.
Информации к размышлению и осмыслению программа фестиваля дает с лихвой. Среди коллективов-участников есть и наши старые знакомые, и новички, приехавшие в Тамбов впервые. В стенах Тамбовского молодёжного театра всех встречают хлебосольно и делают все, чтобы постановки гостей прошли успешно. А зрителям остаётся только успевать находить на это время.
Одним из отличий нынешнего фестиваля стало то, что именитые и популярные столичные театры не просто выступают в качестве почётных гостей, а участвуют в конкурсной программе. Что однозначно говорит о значимости и растущем престиже нашего театрального форума. Это не говоря уже о том, что спектакли они представят явно нестандартные. Например, Московский драматический театр Армена Джигарханяна покажет в Камерном зале днём спектакль «Ночь Гельвера», где зрители расположатся по кругу, внутри которого и будет происходить действо. Но при таком авангардном по форме подходе создатели спектакля поднимают непростую тему, связанную с Великой Отечественной войной.
А вот Московский областной государственный театр юного зрителя Нонны Гришаевой надеется поразить воображение 3D-интерпретацией в необычном свете «Маленького принца» Экзюпери. Выпускники театральной студии Олега Табакова заставят крепко задуматься о жизни своим спектаклем по пьесе Андрея Букреева «Ганди молчал по субботам». Московский губернский театр Сергея Безрукова обратится к классике с постановкой по мотивам произведений Антона Чехова «Цветы запоздалые».
Как пояснил директор Тамбовского молодёжного театра Валерий Беляев, билеты на фестиваль раскупаются очень активно, немало аншлаговых спектаклей, на некоторые пришлось продажу билетов закончить – увы, относительно небольшой зал всех желающих порой вместить не может. Но среди богатой фестивальной афиши неинтересных спектаклей нет, потому что попали в неё те, кто выдержал неслабый конкурентный отбор, так что даже малоизвестный тамбовскому зрителю театр здесь может преподнести очень интересный сюрприз. В этом и одна из интриг фестиваля.
«Виват, театр!» - это невероятное и уникальное событие в театральной жизни России! - заявила на церемонии открытия фестиваля председатель профессионального жюри Элеонора Макарова. - Я много езжу по стране, бываю за рубежом, и мне есть с чем сравнивать. Поверьте, по своей атмосфере, по своим поискам форм этот фестиваль в Тамбове выделяется особо. И он абсолютно уникален в том, что здесь участвуют в конкурсной программе в своих номинациях три вида театральных коллективов — профессиональные, любительские и учебные. У фестиваля своё неповторимое лицо и я в него просто влюблена. Думаю, можно смело сказать, что Тамбов становится третьей театральной столицей в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Так что, «Виват, театр!»
Первой постановкой после церемонии открытия фестиваля зрители увидели спектакль «Театральной компании «Новый театр» из Воронежа по пьесе Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева». Пьеса эта была написана ещё в 70-е годы прошлого века, но, по мнению молодого режиссёра Виктории Шаламовой, она абсолютно актуальна и в наши дни. Ведь по большому счёту ничего не изменилось в человеческих отношениях.
Мы по-прежнему часто не умеем и не хотим понимать друг друга, даже будучи близкими людьми. Мы по-прежнему живём в мире глупых условностей, создавая сами для себя преграды. И по-прежнему наивно верим, что любви можно добиться, если быть понастойчивей. И зрители сочувствуют влюблённому и потому по-детски доверчивому Фарятьеву, образ которого при всей его наивности и внешней отрешённости от реальностей мира, на сцене оказался невероятно выразительным. Можно верить в любовь, можно верить в фантазии, но что эти вещи часто совпадают и тогда оказываются безжалостно раздавленными прозой жизни. С этим можно спорить, но на то и сцена театра, чтобы взглянуть в это зеркало разной степени преломления...
Фестиваль открылся, фестиваль продолжается, а двери в «мир между мирами» снова открываются для тех, кто не побоится к ним прикоснуться...
Авторы: