В экспозиционной деятельности Музейно-выставочного центра Тамбовской области немалое внимание уделяется подготовке и проведению фотовыставок. Музей и сам обладает замечательными коллекциями фотографий таких мастеров как Ольга Ландер, Александр Устинов, братья Ладыгины и так далее. Снимки фотохудожников экспонируются и как отдельные тематические выставки, и используются в качестве иллюстраций для музейных проектов, которые побывали во многих городах и районах Тамбовской области.
Документ эпохи
«Я считаю, что фотография – это не просто документ той или иной эпохи, - говорит руководитель Музейно-выставочного центра Игорь Николаев. – Это самый объективный и честный свидетель тех исторических фактов, жизни людей, о которых рассказывает фотоискусство. Знакомясь с выставкой «Многоликая Россия» (6+), вспоминаются строки из знаменитой песни «Широка страна моя родная». Новая выставка – это своеобразное приглашение к путешествию по просторам Российской империи на стыке двух веков через представленные фотосюжеты».
Музейно-выставочный центр принимает в своих стенах разные российские фотопроекты. Одним их них и является нынешняя фотовыставка «Многоликая Россия», что подготовлена санкт-петербургским Домом фотографии РОСФОТО при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Проект отличается жанровым разнообразием и знакомит зрителя с уникальными фотоматериалами из коллекции РОСФОТО, которые позволяют соприкоснуться с историей и жизнью России конца XIX – начала ХХ столетия, когда Российская империя была второй в мире по размеру территории. Обширный по разнообразию и качеству представленного материала проект позволяет раскрыть малоизвестные аспекты истории, увидеть разные грани русской жизни, как с исторической, так и с художественной точки зрения.
«Многоликая Россия» - очень точное название для данной выставки. На рубеже веков огромную страну населяли многочисленные народы, исповедовавшие различные религии и сохранявшие свои обычаи и уклад жизни. Фотографы старались в своих работах отразить интересующую их ту или иную грань российской жизни. На выставке представлены снимки трёх жанров – портретные, архитектурные и жанровые фотографии.
Портретная фотография
Когда в России фотография (или как её тогда называли светопись), зародилась как искусство то многие мастера того времен работали в жанре портрета. На выставки тамбовчане могут увидеть портреты людей из различных культурных и социальных групп, выполненные как неизвестными светописцами из разных городов России, так и такими известными авторами как Михаил Молчанов, Пётр Павлов, Иван Соберг. А также популярными фотоателье «Левицкий и сын», «Буассон и Эглер».
Бесспорно, внимание зрителей привлекут портреты Вильяма Каррика. Несмотря на своё шотландское происхождение и британское подданство, он считал себя русским фотографом. Не только потому, что с юного возраста постоянно жил в России, в совершенстве знал русский язык. «Каррик и по духу» – как отзывались о нём современники, был «вполне русским человеком». Его в Петербурге звали на русский лад Василием Андреевичем.
Портреты Каррика «Жница», «Продавщица молока», «Рыбак» и другие на выставке «Многоликая Россия» хочется рассматривать детально. Несмотря на то, что в начале фотокарьеры мастер снимал высокопоставленных особ и даже членов царской семьи, он, как пишут историки фотоискусства, вовсе не стремился к славе.
Современники Каррика вспоминали, что он намеренно перестал заниматься портретированием. Каррик одним из первых в России обратил внимание на низшие слои городского и деревенского населения, на простолюдинов, которым сниматься было не по карману, да и некогда. Много раз обходил фотограф со своей техникой петербургские улицы и предместья в поисках интересных лиц и сценок городской жизни. Так постепенно сложилась коллекция «петербургских типов», состоящая из трёхсот фотографий. И Каррик стал первым фотолетописцем народной жизни в России.
Выставили и снимки правящего дома Романовых и великосветского сословия. В экспозицию вошли фотографии аристократов, участников последнего и самого известного бала русской знати императорской России, проходившего в 1903 году в Зимнем дворце, сделанные в ателье «Буассона и Эглер». Семья императора и все приглашённые на торжество были одеты в костюмы XVII века — времени правления царя Алексея Михайловича. На выставке представлены фотографии графини Надежды Гудович в наряде боярыни и её супруга графа Василия Гудовича в домашнем наряде боярина XVII века. Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов и украшений.
Жанровые и архитектурные фотографии
На выставке можно познакомиться и с другими направлениями фотоискусства рубежа эпох. Для жанровой, бытовой фотографии характерно обращение к событиям и сценам повседневной жизни. В ранних жанровых съёмках фотограф, подобно художнику, находил натурщиков, одевал их в соответствующие одежды, помещал в нужный интерьер, выстраивал композицию, напоминающую картину. Впоследствии фотографы стали снимать жанровые сцены на улице. На выставке представлена фотография «Русские мальчики» Вильяма Каррика, сделанная в Москве в 1897 году. Это, возможно, первый в России репортажный кадр, запечатлевший людей в движении.
Наиболее широко организаторы выставки представили в экспозиции раздел архитектурной фотографии. В нём они объединили снимки архитектурных объектов и видовые изображения природы. Показательны работы Ивана Бианки, Пётра Павлова, Фёдора Орлова и других.
Белокаменное храмовое и оборонное зодчество — это уникальная особенность российской архитектуры. Для зрителя XIX века видовые снимки были способом отправиться в своеобразное путешествие, не покидая дома. Подобные фотографии коллекционировали во многих семьях. На фотографиях запечатлены виды крупных городских центров Российской империи, Петербурга и Москвы, Сергиева Посада, Ярославля, Вологды, Ельца, Ростова, Алушты, а также жизнь национальных окраин.
Читайте также: Возвращение: Маяковский на сцене Молодёжки